Питание

Денежные нормы расходов на питание в день на одного воспитанника.

Изменены денежные нормы расходов на питание в день на одного воспитанника.

 

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2023 г. №555 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. №317» с 01.09.2024 г изменены денежные нормы расходов на питание в день на одного обучающегося.

 

ДЕНЕЖНЫЕ НОРМЫ РАСХОДОВ

на питание обучающихся в детских садах, дошкольных центрах развития ребенка, специальных детских садах, учреждениях общего среднего и высшего образования при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования, специальных школах и специальных школах-интернатах при освоении содержания образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования

Возраст обучающихся

В день на одного обучающегося

В учреждениях с длительностью пребывания

10,5 часа

12 часов

1-3 года

3,59

4,62

3 года – 7 лет

4,71

5,71

 

Возраст обучающихся

В день на одного обучающегося 

В учреждениях с длительностью пребывания

10,5 часа

12 часов

1-3 года

3,59

4,62

3 года – 7 лет

4,71

5,71

 

 

Телефон родительской платы

8-0152-62-12-65 Виктория Александровна

В детском саду обеспечивается диетическое питание для воспитанников на основании справки из детской поликлиники от аллерголога с указанием продуктов, которые необходимо исключить из рациона.

ЛЬГОТЫ ПО ОПЛАТЕ ЗА ПИТАНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ:

на 50%:

-Семьи, имеющие трёх и более детей в возрасте до 18 лет;

-Семьи, проживающие на территории радиационного радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем;

-Опекуны, приёмные родители, родители-воспитатели детских домов семейного типа, детских деревень (городков).

 

на 30%:

-Семьи, в которых двое детей одновременно получают дошкольное образование, либо специальное образование на уровне дошкольного.

 

ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ОПЛАТЫ ЗА ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НЕОБХОДИМО ПРЕДОСТАВИТЬ (ОБНОВИТЬ) СЛЕДУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ:

для снижения оплаты на 50%:

-копию удостоверения многодетной семьи (если не предоставлялась ранее);

-справку о составе семьи.

 

для снижения оплаты на 30%:

-справку о том, что гражданин является обучающимся.

 

Решение об освобождении от платы за питание либо ее снижении принимается в течение пяти дней со дня подачи заявления (на основании приказа заведующего).

 

свернуть

Организация здорового питания детей дошкольного возраста дома

Организация здорового питания детей дошкольного возраста дома

 
 

Правильно организованное питание, обеспечивающее организм всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами и минеральными солями) и энергией, способствует повышению устойчивости организма к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов, является необходимым условием гармоничного роста и развития детей дошкольного возраста.

Основным принципом питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие их пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов – мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами, исключение тех или иных из названных групп продуктов или, напротив избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.

Правильный подбор продуктов – условие необходимое, но ещё недостаточное для рационального питания дошкольников. Необходимо стремиться к тому, чтобы готовые блюда были красивыми, вкусными, ароматными и готовились с учётом индивидуальных вкусов детей, т.е. должен быть строгий режим питания, который должен предусматривать не менее 4 приёмов пищи: завтрак, обед, полдник, ужин, причём три из них должны включать горячее блюдо. Длительность промежутков между приёмами пищи не должно превышать 3,5-4 часа. Чрезмерный частый приём пищи снижает аппетит и тем самым ухудшает усвояемость пищевых веществ.

         Очень важно чтобы утром, до отправления ребёнка в детский сад, его не кормили, т.к. это нарушает режим питания, приводит к снижению аппетита и ребёнок плохо завтракает в группе.

Правильное питание дошкольника дома в выходные дни

Завтрак может состоять из омлета с зеленью (аминокислоты + фолиевая кислота), бутерброда с красной рыбой (жирорастворимые витамины), травяного чая или настойки шиповника (витамин С)

Между завтраком и обедом  ребенок должен получать свежие фрукты или натуральный йогурт.

Обед составляет 35% дневного рациона. Салат из свежих овощей с растительным маслом, картофельный суп с фрикадельками, зерновой хлебец (витамины группы В), компот из сухофруктов неплохо утолят голод активного дошколенка на несколько ближайших часов.

Следует обратить внимание на то, чтобы ребенок не переедал, и не компенсировал объем пищи за счёт одного блюда. Порция первого блюда должна быть небольшой, суп - обязательно горячим, а порция компота не должна быть больше 150 мл.

На полдник предложите на выбор: горсть сухофруктов и орешков, салат из свежих фруктов, стакан кефира, творожную запеканку с чаем.

Желательно исключить из обязательного детского питания сладкие вафли, печенье, конфеты - эти продукты не несут никакой пищевой ценности, кроме калорий.

Ужин подайте ребенку желательно не позже, чем за 1,5 часа до сна. Картофельное пюре или гречневая каша, несколько ломтиков твердого сыра или яйцо, сваренное вкрутую, соленый огурчик или салат из квашеной капусты с льняным маслом (омега-3 жиры), сладкий чай.

Не забывайте о соблюдении питьевого режима. Ребенок дошкольного возраста должен получать достаточное количество жидкости, желательно утром натощак, между приемами пищи и незадолго до сна, если нет проблем с ночным мочеиспусканием.

В последнее время все чаще обнаруживается лишний вес у детей уже в дошкольном возрасте.

Вопрос питания в этом случае следует решать с компетентным врачом-эндокринологом.

Если ваш дошкольник страдает сниженным аппетитом, стоит обследоваться: общий анализ мочи и крови, анализы на наличие паразитов. Повышенная утомляемость, раздражительность, появление нервных тиков, боли в мышцах, анемия иногда прекрасно корректируются диетой и приемом профилактических средств.

Если дошкольник рано приходит в детский сад, то утром дома ему можно дать бутерброд с сыром, стакан молока или горячий напиток – чай на цельном молоке, сок или фрукты (легкий витаминизированный завтрак).

При изготовлении блюд для детей указанных возрастов не должны использоваться острые приправы, острые соусы, специи и пряности, но допускается включать в блюда белые коренья петрушки, сельдерея, пастернака, свежую зелень, изредка в качестве приправ свежие и сушеные грибы в очень небольшом количестве, а также лавровый лист, корицу и ваниль.

Для приготовления блюд и кулинарных изделий следует использовать йодированную соль.

Блюда, потребляемые детьми, не должны быть очень горячими. Температура первых блюд не должна быть выше 60°С, а вторых – 50°С.

Нужно помнить, что в промежутках между приемами пищи не следует давать детям сладости, печенье, булочки.

Хочется обратить внимание на тот факт, что летом дети больше проводят времени на воздухе, активнее двигаются, больше бегают, плавают, занимаются другими летними видами спорта, помогают с работой в саду, огороде и т.д. Поэтому летом потребность в энергии и пищевых веществах у них увеличивается, по сравнению с зимним периодом на 10-15%, что необходимо компенсировать большим потреблением кисломолочных напитков, свежих овощей, зелени, фруктов, ягод, бахчевых. Летом в жару обед и полдник можно поменять местами или ввести легкий второй завтрак (ягоды, фрукты, соки, кисломолочные напитки), а обед перенести на более позднее время, когда спадет жара.

Летом увеличивающуюся потребность в жидкости следует компенсировать отваром шиповника, овощными и не очень сладкими фруктовыми соками, другими напитками, богатыми витаминами и минеральными веществами.

Необходимо настойчиво приучать детей к разнообразной пище, особенно к овощам, молоку, творожным блюдам, блюдам из овсяной крупы.

Не забывайте и о том, что вкусная еда за красиво сервированным столом, подаваемая красивой улыбающейся мамой, - это тот образ, к которому нужно стремиться и который будет сопровождать ребёнка в жизни, давая ему силы и надежду. 

свернуть

Здоровое питание детей дошкольного возраста

Здоровое питание детей дошкольного возраста

 
 
         Из чего складывается здоровье:
• Экологическая обстановка (которую трудно изменить)
• Отношение взрослых к детям, в том числе медики и педагоги (которое можно изменить)
• Правильное питание – вот то, что находиться полностью в наших руках (его можно изменить).
        Что ребенку есть, в каком виде и в каких условиях мы решаем сами. И незаметно, потихонечку, из года в год приучаем организм наших малышей к добавкам, красителям, наполнителям, всяким Е,Е,Е.И даже не задумываемся, что они обозначают, и какие последствия несут. Все реже увидишь маму, купившую кефир, ряженку для своего ребенка – зачем, когда есть йогурт, фругурт, и т.д. И тем более мам, которые сварили бы компот из сухофруктов – зачем, когда есть соки, фанты и кока – колы. А когда приходит ребенок в детский сад, начинаются проблемы – я такой компот не пью, такую рыбу не ем, котлеты не люблю. А сосиску я буду! А детские сады , в свою очередь, хотят обеспечить ребенка полноценным питанием – натуральным, правильным. Поэтому в рационе у детей есть и творог, и рыба, и мясо, и капуста, и печень, и просто кефир с ряженкой. Подавая детям блюда на стол, мы стараемся рассказать о пользе этого продукта. Получаемое ребенком питание должно не только покрывать расходуемую энергию, но и обеспечить материал, необходимый для роста и развития организма. В течении дня ребенка пищу распределяют примерно так: • 35 – 40% - приходится на обед • 10 – 15% - на полдник • 25% - на завтрак и ужин.
       Пища, которую употребляет ребенок, должна быть:
• Полезной
• Разнообразной
• Вкусной
      Для растущего детского организма вреден, как недокорм, так и перекорм. Жалобы на плохой аппетит не столь редки. И перепуганные родители делают все, чтобы ребенок поел.
      1.Но ребенок – существо социальное. Потребности и интересы всегда связаны со взрослыми. Образец отношения к приему пищи, вкусовым предпочтениям, которые дает семья, обладают огромной силой. Иначе говоря, если в семье никто не ест и не готовит гороховый суп, как ребенок поймет, что это вкусно. Для ребенка наиболее близким человеком, образцом для подражания всегда выступает мать, на втором месте – отец. Поэтому влияния матери и отца на воспитание вкусовых ощущений, вкусовых привычек, как в сторону позитива (полезные продукты), так и негатива (вредные продукты, вредные пристрастия), намного превосходит влияние других взрослых – бабушек, дедушек, воспитателей.
• Моя мама сказала, что свекла очень полезна.
• Мой папа сказал, что каша это гадость. Мнения родных для них дорого, ведь так сказал папа. Малыши впечатлительны, доверчивы и внушаемы. Поэтому, если взрослые члены семьи допускают при ребенке частые разговоры о том, что
• Да он же у меня не ест молочное.
• Он у меня такой разборчивый в еде
• Он лук крупный в борще не ест, я его на мясорубке мелю и т.д.
    Родители сами подают пример излишней разборчивости в пище – это крайне влияет на аппетит ребенка.
     2. Распространенная ошибка заключается в том, что родители слишком легко соглашаются с нежеланием ребенка принимать то или иное блюдо: «Я не хочу, не люблю, не буду, не вкусно». Или наоборот легко соглашаются с желаниями ребенка принимать большое количество пищи, уступая его капризам: «Я хочу еще булочки, я еще хочу конфет, чипсов и т.д.» Естественно, полезный, да еще и новый продукт или блюдо, вводимый в рацион ребенка, может вызвать определенную негативную реакцию. Но если вы проявите должный такт и терпение, возьмете за правило убеждать ребенка, объясняя необходимость, полезность продуктов питания, то проблемы будут решены.
    3. Многие родители жалуются на плохой аппетит. Но, если ребенок , к примеру, на завтрак получил достаточно калорийную пищу, в этом случае время обеда придется перенести на позднее время. Не забывайте о том, что у ребенка свои порциональные нормы блюд.
• 1 блюдо – 200 – 250гр.
• 2 блюдо – 60гр. (мясное) и т.д. Давайте ребенку только такое количество пищи, которое он охотно и без ущерба для здоровья съест.
     Вполне здоровый ребенок отличается обычно хорошим аппетитом и съедает столько, сколько нужно для его возраста.
      4. Крайне отрицательно влияют на аппетит, на приятное вкушение пищи бесконечные одергивания, типа «не чавкай, не кроши, как ты держишь вилку, у тебя не руки, а крюки». Милые родители, а у вас, возник бы аппетит, есть в таких условиях?
     5. На аппетит влияет и самостоятельность, культура еды. Чем увереннее и легче ребенок владеет ложкой, вилкой, ножом, тем меньше затруднений у него вызывает еда. От взрослого требуется терпение, уважение к ребенку. Ловкость, аккуратность приходится не сразу.
    6. Но если вы приучите ребенка к красивой сервировке стола, удобной посуде, сменяемой после каждого блюда, пользованием салфеткой, то вы решите проблему культуры поведения за столом.
 
 
 
 
 
свернуть

Денежные нормы расходов на питание на летний период

 

Увеличены денежные нормы расходов на питание в день на одного воспитанника на 10% на время летнего оздоровительного периода с 01.06.2024 г. по 31.08.2024 г.

в соответствии с пунктом 2.4. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. №317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования»

 

ДЕНЕЖНЫЕ НОРМЫ РАСХОДОВ

на питание обучающихся в детских садах, дошкольных центрах развития ребенка, специальных детских садах, учреждениях общего среднего и высшего образования при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования, специальных школах и специальных школах-интернатах при освоении содержания образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования

 (рублей)

Возраст обучающихся

В день на одного обучающегося

В учреждениях с длительностью пребывания

10,5 часа

12 часов

1-3 года

3,59

4,62

3 года – 7 лет

4,71

5,71

(рублей)

Возраст обучающихся

В день на одного обучающегося на летний оздоровительный период

В учреждениях с длительностью пребывания

10,5 часа

12 часов

1-3 года

3,94

5,08

3 года – 7 лет

5,18

6,28

 

ДЕНЕЖНЫЕ НОРМЫ РАСХОДОВ

на питание обучающихся в санаторных детских садах, санаторных группах, санаторных специальных группах, санаторных группах интегрированного обучения и воспитания с длительностью пребывания 12 – 24 часа

 (рублей)

Возраст обучающихся

В день на одного обучающегося

1-3 года

5,97

3 года – 7 лет

7,37

(рублей)

Возраст обучающихся

В день на одного обучающегося на летний оздоровительный период

1-3 года

6,56

3 года – 7 лет

8,10

 

свернуть

Столовый этикет  

Столовый этикет

 

Питание является важнейшей физиологической потребностью организма. Оно способствует нормальному росту ребёнка, его развитию, повышает устойчивость к неблагоприятным воздействиям внешней среды.  Детям свойственно большая двигательная активность, что в свою очередь требует достаточного поступления пищевых веществ, являющихся источником энергии растущего организма.

Одним из наиболее важных профессиональных умений является организация и планирование режимных процессов, в том числе и организации питания.

Знание правил столового этикета формирует в человеке уверенность, стремление красиво и правильно вести себя за столом, а значит быть приятным и в застольном общении.

Столовый этикет необходим и при общении с коллегами. Нередко личностные и профессиональные отношения развиваются в зависимости от его знания и соблюдения: праздничные застолья, встреча с деловыми партнёрами в условиях дошкольных учреждений и посещения деловых приёмов, организация бесед с коллегами и родителями за чашечкой чая.

Психологический комфорт детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как в нем организованно питание. Здесь важно всё: качество предлагаемых детям блюд, разнообразие меню и сама процедура приёма пищи.

Организация кормления должна проводиться в проветренном помещении. Обязательным является создание обстановки, способствующей эмоционально – положительному состоянию детей.

 

Важнейшим условием организации питания является соблюдение гигиенических требований. Столы необходимо промыть горячей водой с мылом. Воспитатель и помощник воспитателя должны надеть халаты для кормления, проветрить помещение.

Учитывается уровень самостоятельности  детей. Сочетают работу дежурных и каждого ребёнка: дети сами могут убирать за собой тарелки, а дежурные – салфетки.

Необходимо создать спокойную обстановку во время приёма пищи, поиграть перед обедом в спокойнее игры.

 

Сервировка столов начинается, когда дети занимаются гигиеническими процедурами, заканчивается – к моменту готовности первого ребёнка приступить к еде.

Покрывать стол рекомендуется чистой, хорошо выглаженной скатертью или использовать салфетки под каждый прибор, клеенчатые салфетки. Набор столовых приборов (ложки, вилки, ножи) применяются в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей. Для хлеба следует использовать хлебницу или мелкую тарелку.

Обязательным является наличие индивидуальных салфеток – льняных или бумажных.

 

Воспитатель усаживает за стол сначала часто болеющих детей и тех, кто плохо и медленно ест. Важно, чтобы дети могли видеть друг друга. Выходить из – за стола нужно постепенно.

Столовые приборы располагаются так: слева от тарелки кладут зубцами кверху вилку, справа лезвием к ней – нож и рядом с ним – столовую ложку. Десертный прибор кладут перед тарелкой.

Ребёнок должен уметь правильно пользоваться ложкой: держать её тремя пальцами – большим, указательным и средним, зачерпывая еду так, чтобы она не проливалась, подносить ложку ко рту боковым краем.

При накалывании кусочков еды вилкой, необходимо держать ее зубцами вниз. А есть пюре и густую кашу или вермишель – держа вилку как лопаточку.

Пользуясь столовым ножом, ребёнок должен держать его в правой руке, а вилку в левой. Взрослые должны приучать его не нарезать всю порцию сразу, а отрезав кусочек, съесть его и лишь потом отрезать следующий.

 

Для поддержания хорошего аппетита у детей следует уделять внимание оформлению, вкусу, аромату готовых блюд, а также сервировке стола. Все это должно вызвать у детей желание сесть за стол.

 

При раздаче пищи в группах горячие блюда должны иметь температуру 45 – 50 (оптимальная), холодных напитков – комнатной температуры, но не ниже + 20 С. Для ориентировочного установления питательной ценности первых блюд рекомендуется оценивать количество плотной части. При соблюдении правил приготовления пищи масса густой части должна составлять от 40 до 50 % массы блюда в целом (блюда средней густоты). Для оценки качества готовых блюд и полноты выдачи пищи в группе проводят сбор остатков не съеденной пищи с последующим их взвешиванием на пищеблоке. Массу остатков делят на число питающихся в группе.

Раздача осуществляется только на раздаточном столе. Любой приём пищи лучше начинать с овощей (овощного салата) или фруктового (овощного) сока. Эти блюда стоят на столе к моменту готовности детей перед приемом пищи. Первое и второе блюдо каждому ребёнку необходимо раздавать персонально. Желательно использовать сервировочные тележки, на которых должна быть подготовлена столовая посуда и первое блюдо. Смену блюд необходимо производить после того, как ребёнок съест предыдущее блюдо. Подачу каждого блюда необходимо сопровождать сообщением о том, как надо правильно его есть, в чём его основная польза, кто его любит и т.д.; выражать уверенность, что все дети с ним хорошо справятся; оценивать результат.

Если ребёнок отказывается от еды, не следует его заставлять. Гораздо важнее знать причины, побуждающие его так поступать.

В неблагоприятной обстановке раздражители тормозят деятельность коры головного мозга, а если ребёнка принуждают принимать пищу, корковые торможения усиливаются. Поэтому за столом не следует торопить детей, кормить насильно. Это может привести к стойкой негативной реакции, которая станет привычной. Нужно создавать условия, при которых появляется желание есть.

 

Огромное значение в работе с детьми дошкольного возраста имеет пример взрослого. Дети испытывают потребность в личном контакте со взрослыми, подражают им в действиях. От того, как сложатся отношения ребёнка с окружающими его взрослыми, во много зависит культура его взаимоотношений с более широким кругом людей. Воспитатель питается вместе с детьми, или в группах раннего возраста - после того, как покормили детей.

Категорически запрещается выносить пищу в раздевалку и кормить там детей.

Запрещается детям получать пищу на пищеблоке.

Кружка должна быть только с ручкой.

Отходы нужно выносить после каждого приёма пищи.

 

За столом, как правило, разговор начинает взрослый. Но беседы не должны быть назидательного характера. Но если  кто – либо из детей перевел разговор на другую тему, то пусть так и будет. Быть выслушанным – право ребёнка, которое непременно должно быть соблюдено.

Приучая ребёнка к новому блюду, рекомендуется подавать ему не весь объем, а немного, при этом обязательно показывая, что его порция поменьше.

Детям, которые с трудом глотают пищу, надо позволять запивать ее компотом, соком, киселем или просто теплой водой. Тогда они охотно едят.

Но много пить во время приёма пищи нельзя. Заполняя емкость желудка и разбавляя пищеварительные соки, она способствует снижению аппетита и нарушению процесса пищеварения. В интервалах между приёмами пищи вода должна быть доступна для детей.

После окончания трапезы ребёнок должен поблагодарить, задвинуть стул, убрать за собой посуду, помыть руки и сполоснуть рот.

 

Шеф – повар, повара дошкольного учреждения должны посещать группы во время кормления, наблюдать за тем, как дети принимаю пищу, с удовольствием ли.  Помогают воспитателям в «рекламе блюд», рассказывают детям о полезных свойствах блюд, продуктов, овощей и фруктов, приглашают посетить детей пищеблок и посмотреть, как работают сотрудники пищеблока.

В практике нашего дошкольного учреждения заведено обязательное участие всех служб в неделях Здоровья, Днях Неболейки, вечерах совместного отдыха детей и родителей. Когда приходят работники прачечной, пищеблока, медицинский персонал и рассказывают детям о своей работе, приглашают дошкольников к себе в гости. Особенно детям нравятся экскурсии на пищеблок, прачечную, где ребята видят огромные машины, которые облегчают труд работникам детского сада и.д. А также, после таких встреч растет престиж как и профессий сотрудников, так и престиж всего детского сада. После встречи с поваром, разговора с ним, получив ответ на непонятные вопросы, дети обязательно расскажут своим мамам и папам, что к ним приходил повар и рассказывал много интересного.

Также сотрудники активно участвуют в различных мероприятиях: конкурс «Витаминиада» на приготовление самого витаминного блюда, презентациях здорового образа жизни, совместном активном отдыхе на природе и т.д.

Поэтому, сотрудничество, взаимодействие всех служб дошкольного учреждения обязательно принесет пользу не только детям, но и родителям,  а также совместные мероприятия помогут  в сплочении  всего коллектива.

 

           Литература:

 

- Крюкова А.А., Малахова А.А., Жикарь В.И. Руководство № 11-14-1-2000 «Организация рационального питания детей в детских дошкольных учреждениях» 2.4.1. Детские дошкольные учреждения; Минск 2000

 

- Е.А.Панько, Н.С.Старжинская…пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования с русским языком обучения «Работаем по программе «Пралеска», Минск Национальный институт образования «АВЕРСЭВ» 2007г.

 

- Алямовская В.Г., Белая К.Ю. Методическое пособие по формированию культурно – гигиенических навыков «Ребёнок за столом» Творческий Центр «СФЕРА», Москва 2007г.

 

- В.А. Зебзеева «Организация режимных процесов в ДОУ» Творческий Центр «СФЕРА», Москва 2007г

 

 

свернуть